Схемы сплит-тестирования сайта

Схемы сплит-тестирования сайта

Делать сплит-тесты сайта — это вещь полезная и действенная, однако не надо думать, что будет достаточным нарисовать несколько вариантов лендинга, запустить их в оборот и пожинать полезную для аналитики информацию. Наоборот, такой бездумный подход не принесет ничего полезного, потому что в сплит-тестировании сайта нужно отталкиваться от ваших бизнес целей, думать на перспективу и вообще работать по заранее обдуманному плану. Это и является схемой проведения сплит-тестов. Она является обязательным условием, если вы дорожите своим временем и деньгами. 

Зачем нужна схема сплит-тестов

Разберем на наглядном примере. У вас есть цель: нужно увеличить количество подписок на сайте. Подписка осуществляется через форму на сайте, следовательно можно тестировать следующие элементы:

  • расположение формы
  • цвет кнопок
  • дизайн лид-формы
  • оффер
  • текст в форме

Можно тестировать каждый из элементов и гадать, какие получатся результаты. Однако такой подход к тестированию не дает хороших долгосрочных результатов. С его помощью можно добиться каких-либо краткосрочных целей, но они не сыграют большой роли в стратегическом планировании, кроме этого в такой схеме не предусмотрена возможность расстановки приоритетов.

Сейчас остановимся на этом подробнее и рассмотрим причины для составления схемы сплит-тестов сайта.

Расстановка приоритетов

Среднестатистический интернет-магазин на свой карточке товара предполагает варианты сразу нескольких сплит тестов.

сплит тест сайта

Например:

  • фотографии товара
  • увеличение изображения при наведении курсора
  • галерея
  • блок похожих товаров
  • кнопка корзины и т.п.

Брать любой из этих пунктов — не разумно, вам нужно предварительно взвесить все за и против (разумеется, высокой точности здесь не требуется), и составить очередность объектов тестирования.

Более эффективное распределение ресурсов

Если вы не занимаетесь всем самостоятельно (а это априори не очень разумно), то для проведения тестов по всем правилам вам нужно привлекать дополнительных людей. Возможно, вам понадобиться напрячь дизайнера, а может копирайтеру придется переписать все тексты, или верстальщик должен будет потратить несколько часов своего времени. Да и даже если вы все делаете самостоятельно и у вас все получается, то такой ресурс, как время, у вас не бесконечен.

Следовательно, составив схему тестирования, мы сможете определить, нужно ли сейчас привлекать к работе копирайтера, или вы еще некоторое время будете заниматься только дизайнерскими решениями и т.п. Составьте план и не делайте лишнюю работу, когда этого не требуется.

Основной упор на бизнес-цели

Мыслите глобально. Проводя тесты, вы должны учитывать, что ваша цель — это не увеличение CTR. Пусть оно вам и нужно, но это не то, что приносит прибыль вашему бизнесу. Более того, даже увеличение конверсии может обозначать падение дохода.

Следовательно, смотрите на все в долгосрочной перспективе и проводя тесты думайте о действительно важных бизнес-задачах. Когда вы это сделаете, то уже все более мелкие, промежуточные цели покажут, какую роль они играют в достижении основной.

Проведение более комплексных тестов

Если вы хотите поменять заголовок формы или иконку корзины — это не тот сплит-тест, который требует больших усилий. Он совершается за пять минут. Но это не значит, все остальные настолько же просты. Наоборот, А/Б-тестирование допускает возможность больших, комплексных изменений. Например, если вы хотите поменять цены в магазине, и это не ваш личный магазин, а интернет-гипермаркет, для функционирования которого трудятся несколько подразделений, то очевидно, что не все решения можно будет принимать самостоятельно. Готовая программа сплит-теста поможет вам согласовать все необходимые изменения.

Читайте также: Дизайнерские ошибки, которые губят ваш сайт

Как создать карту тестирования

Сейчас перейдем к более подробному разбору составления плана тестирования. Конечно, алгоритм это условный, и в каждом конкретном случае могут появляться или удаляться определенные шаги, но данные пункты можно взять за отправную точку при составлении своего теста.

Постановка целей

Без измеримой и конкретной цели вообще не стоит что-либо начинать. Применительно, к сплит-тесту сайта это означает, что вы должны заранее знать, каким образом оцените конечный результат работы, какие цифры с чем будете сравнивать. И, как говорилось выше, цель должна иметь отношение к долгосрочным, серьезным планам: изменяя что-либо на сайте, задумывайтесь, как это будет влиять на ваши самые важные бизнес-показатели (прирост клиентов, средний чек, ROI и т.д.).

сплит тестирование сайта

Перечень стратегических целей

Итак, у вас есть одна главная сверхазадача. Теперь нужно определить стратегические цели, которые будут мостить дорогу к вашей бизнес-цели.

Например, если бизнес-целью выбрано увеличение количества обращений с сайта, то к стратегическим можно относить:

  • разработка оффера
  • изменение описания товара
  • смещение акцентов на странице именно в сторону формы заявки и т.д.

Чтобы проще ориентироваться в целях, которые вы ставите, можно составить майнд-карту.

Перечень тактических целей

Дробим стратегические цели на тактические, в которых уже будут видны конкретные действия. Например, мы решили, что для того, что к нам чаще обращались, нужно переработать описание товара. Тактические цели в этом случае могут выглядеть так:

  • добавление к товару виджета с оценками;
  • добавить блок отзывов;
  • вынесение главных характеристик в самую заметную область на странице и т.д.

Читайте также: Правильная постановка целей при сплит-тестировании

Зафиксируйте исходные данные

Разумеется, нельзя судить об успешности или неуспешности теста, если вы не знаете, с чего именно стартовали. То есть вам необходимо зафиксировать те параметры, которые вы хотите улучшать, дабы было с чем сравнить. Такими параметрами могут быть:

  • показатель отказов
  • CTR
  • количество просмотренных страниц
  • время, проведенное на сайте
  • конверсия

Занесите все важнейшие показатели в сравнительную таблицу, где потом будут представлены и цифры после проведения теста.

Мозговой штурм

Если вы определились, что будете делать, то это еще не значит, что вы знаете, как вы будете это делать. К одной и той же задаче можно подойти с разных сторон, и решения могут кардинально отличаться. Например, если вы хотите добавить к описанию отзывы, то здесь появляется много идей по оформлению соответствующего блока. Запишите их все и отберите лучшие.

Подробнее о технике мозгового штурма можно прочитать в этой статье.

Расстановка приоритетов

Мы уже сказали, что для достижения бизнес-цели иногда надо выполнить несколько стратегических и тем более тактических задач. Очередность выполнения теоретически может быть любой, то есть один тест не зависит от результатов другого. Но это не значит, что стоит браться за первый попавшийся тест. Прежде, чем приступить к ним, определитесь:

  • Какой тест вы можете провести прямо сейчас, а какие требуют привлечения дополнительных ресурсов.
  • Какой тест, предположительно, даст более ощутимый результат. Тут стоит ориентироваться на свой прошлый опыт, известные подобные случаи у конкурентов или банальную логику.

Определив свои текущие возможность и срочность проведения теста, вы сможете понять, что делать в первую очередь.

а б тест сайта

Формируем гипотезу

Гипотеза, то есть то, что мы будем проверять в ходе проведения эксперимента, должна включать ваше предположение, суть эксперимента и ожидаемый результат.

Пример гипотезы для А/Б-теста: «Мы предполагаем, что в интернет-магазине посетители часто оставляют корзины, потому что в форме заявки слишком много полей, поэтому мы уберем два необязательных поля, и это увеличит количество заявок на 40%»

Обратите внимание, что для достижения предполагаемого результата, и для проверки предположения можно придумать несколько разных экспериментов. Используйте только один эксперимент на гипотезу.

Объединение и старт тестов

Теперь вы знаете, каких целей хотите достичь, и какие шаги можно пробовать предпринять для их достижения. Оформите все гипотезы и цели в одну таблицу, где помимо целей поставьте свою оценку тесту по сложности выполнения и ориентировочной отдаче. Начинайте с самого простого и в перспективе эффективного. И не забывайте фиксировать результаты.

Вывод

Только не нужно бояться составления схемы сплит-тестов, это процесс, возможно, и трудоемкий, но только по началу, до того, как вы выработали собственную модель тестирования. После того, как вы освоите эту методику, вам проще будет и ставить новые цели, и планировать новые тесты, и оценивать результаты работы.

Очень плохоПлохоСреднеХорошоОчень хорошо (голосов: 39, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...


Подписаться
Подписаться на
guest
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments
следующая статья предыдущая статья